Что побуждает человека стать монахом?
– Образ монаха-отшельника, который молится за всех, чрезвычайно привлекателен. А что может заставить, побудить человека вести такой образ жизни? Ведь жить одному, само по себе, достаточно сложно.
– Жить монахом-отшельником не значит жить одному, но жить в другой Личности. У преподобного Симеона Нового Богослова была необычная духовная история. Писал о себе он в третьем лице, рассказывая о том, что некий юноша пришёл к старцу просить духовного рецепта: как жить? Тот не дал ему указаний совершать какие-то духовные подвиги, а просто сказал, чтобы юноша непрестанно творил святые молитвы и на исповеди очищал совесть покаянием. И когда Симеон начал это делать, то стал входить в особые отношения с Богом. Для него Бог из отвлеченной философской категории стал всё больше и больше переходить в область Личности. И в эту Личность он мало-помалу стал влюбляться.
Ему хотелось всё больше и больше времени проводить с этой Личностью. Стал замечать, что ему помогает глубже проникаться этой Личностью, а что мешает. То есть он начал ограничивать себя в каких-то земных привязанностях для того, чтобы как можно тщательнее сосредоточиться на этой Личности. Поэтому монахи, которые уходят в пустыни, ищут средств, максимальным образом помогающих им сосредоточиться. Потому что Бог – это тема умная, это умная жизнь, жизнь духа. А жизнь духа – очень тонкая и требует внимания и сосредоточенности. Чем больше рассеянность человека, тем сложнее обрести эту Личность.
Эти люди – монахи-отшельники – называются исихастами. Исихия – это молчание не только уст, но и внутреннее молчание человека, молчание эмоций, молчание впечатлений, в какой-то мере творческое молчание. В нём порой наступает период сосредоточенности, простоты ума, чистоты ума. И в этой чистоте ума проявляет Себя Бог. Он проявляется не так, как мы представляем, как мы думаем об этом, а так, как Он сам это знает и хочет, совершенно неожиданным образом. Даже языческие философы понимали, что для своей творческой или научной работы им необходимы пост, воздержание, уединение. Это помогает обрести более тонкую и чуткую мысль. Поэтому в православии аскеза, пост, уединение – это всё средства для достижения высшей цели.
Протоиерей Сергий Баранов